ЗАДАТЬ ВОПРОС ЮРИСТУ

Постановка на кадастровый учет

Получение уникального кадастрового номера и постановка на государственный учет требуется не только для жилой недвижимости. Учету подлежат объекты незавершенного строительства, промышленные объекты, нежилые помещения и прочая недвижимость. Кадастровый паспорт необходим для жилплощади и земельного участка, в каждом конкретном случае потребуется провести кадастровые работы нужного образца.

Без внесения данных в государственный реестр, недвижимостью невозможно распорядиться, потому что собственником владелец не является. Собственниками с правом распоряжения граждане становятся после получения свидетельства на право собственности. Для получения документа необходим кадастровый паспорт объекта. Для любого вида недвижимости существуют правила, необходимые для получения кадастра.

Основные понятия кадастровых задач

Основные понятия кадастровых задач

После сбора пакета необходимых документов, владелец заявляет права на внесение в государственный реестр данных о своем имуществе. Сведения должны полностью описывать объект, исключать сомнительные моменты, иначе присвоение номера будет отложено до полного исправления недочетов. После чего кадастровой палатой проводится всесторонняя проверка и объекту присваивается уникальный номер, который вносится в реестр.

Номер не меняется на все время существования объекта, владельцу выдается свидетельство, иногда называемое кадастровым паспортом. Чтобы в последствии узнать сведения о недвижимости, достаточно получить у регистратора выписку из единого реестра. Другими словами, проведение кадастровых работ предназначено для учета на федеральном уровне всех видов недвижимости. До тех пор, пока номер не присвоен, недвижимостью пользоваться можно, но совершать с ней юридические сделки нельзя — официально объект не существует.

Постановка на кадастровый учет (КУ) бывает сопряжена со значительными сложностями, поскольку в каждом конкретном случае могут возникнуть вопросы. Например, постановка земельного надела на учет требует четкого определения границ в принятой системе координат. Возникают порой споры по границам с соседями, требующие судебного определения.

Другой распространенный вариант: квартира впервые ставится на учет после застройщиков и данные по метражу или характеристикам не соответствуют заявленным в договоре. Такой спор также требует обращения в суд, если компромисс не будет найден.

Порой требуются внести изменения в существующие сведения, это также производится по установленному регламенту. Например, земельный надел разделен и требуется выделить в натуре два или более участка, также с объектами при разделе и появлении нескольких собственников.

Иногда кадастровая единица перестает существовать по причине уничтожения или капитальной реконструкции, например, дом во время стихийного бедствия. Такая ситуация также должна иметь отображение, и объект убирается из государственного реестра.

Лица, имеющие право постановки на учет

Лица, имеющие право постановки на учет

Обратиться за официальным признанием может владелец или его представитель, имеющий полномочия.

Независимо от типа недвижимости, заинтересованным лицом бывает:

  • сам бессрочный владелец строения или надела;
  • арендатор, с которым составлен договор на пять лет и более;
  • наследник недвижимости с правом пожизненного владения.

В зависимости от того, жилой или коммерческий вид недвижимости, могут появиться различные варианты. Например, при договоре дарения незаконченного строительства имеет значение наличие фундамента. Если фундамент у здания есть, то его можно подарить или завещать, но необходимо предварительно внести сведения в кадастр как объект незавершенного строительства.

При переводе жилого помещения в нежилой фонд также необходимо внести исправления в ГКН. Причин может быть много, но первым пунктом идет обращение в кадастровую организацию. Сотрудники должны проконсультировать клиента о требованиях и предоставить список необходимых документов для получения номера недвижимости или внесения корректировок. Сбор требуемых справок и документов займет разное время, в зависимости от вида недвижимости.

Действия по оформлению кадастра

Действия по оформлению кадастра

В первую очередь следует обратиться к регистратору, чтобы получить письменное утверждение, что объекта нет в государственной базе. На начальном этапе создания федерального реестра в базу могли вноситься данные без согласования с проживающими лицами. Старые сведения может потребоваться скорректировать, но новый номер объекту присваиваться не должен.

Если запись отсутствует и будет выдана соответствующая справка, то придется первоначально создать кадастровую запись, только затем совершать различные действия. Некоторые документы имеют длительный срок годности, другие теряют юридическую значимость очень скоро. Потребуется составить план сбора документов, чтобы в конечном счете пакет документов был пригоден к оформлению.

Перечень необходимых документов

Если вопрос стоит о постановке на учет сооружения коммерческого и нежилого назначения, то придется предоставить такую информацию:

  • паспорт заявителя или законного представителя;
  • межевой и геодезический план здания;
  • устанавливающий право владения документ на здание и земельный надел;
  • документ, подтверждающий категорию земли и сооружения.

Если у земли, на которой построено или строится здание, нет кадастрового паспорта, то начинать процедуру введения в законность потребуется с участка. Существующие проблемы и конфликты по землепользованию должны быть решены заранее, на этапе получения разрешения на строительство. Заинтересованное лицо может получить обоснованный отказ, если это земли отчуждения или они имеют иных претендентов на приобретение.

Если строительство имеет законный статус и свидетельство на земельный участок существует, то требуется создать кадастровый паспорт на здание. Сбор технической документации начинается с обращения в кадастровую палату и написания стандартного заявления, бланк которого можно получить в организации. Актуальные варианты заявления по различным поводам в кадастр можно также скачать на нашем сайте. Бланк рекомендуется заполнять от руки и тщательно прописывать все реквизиты.

Технический план объекта недвижимости составляют специалисты Росреестра или кадастровой организации. Самостоятельно начертить план не получится, это займет много времени, при несоблюдении требований документ будет многократно возвращаться на доработку. Потребуется внести многие технические характеристики: этажность, материал стен, наличие лифта, высоту потолков, окон и расположение служебных помещений. Если сооружение нестандартной формы и имеет исключения в параметрах, то рассмотрение спорных моментов происходит на комиссии. В результате, все необходимые графы кадастрового паспорта обязательно должны быть заполнены.

Где можно поставить недвижимость на учет

Где можно поставить недвижимость на учет

Собранные документы подаются в кадастровую палату Росреестра или в МФЦ, при его наличии в населенном пункте. Специалисты тщательно проверяют представленный пакет и заявление владельца. Обращение можно произвести через портал государственных услуг или почтовым отправлением. Но эти способы считаются исключительными, поскольку при возникновении вопроса решение займет намного больше времени.

Сотрудники проверят правильность заполнения и сообщат в письменном виде, когда прийти за результатом. Следует понимать, что вопрос постановки на учет является кардинально важным, поэтому проверка документов осуществляется особо тщательно и требует времени.

Личное обращение несколько сократит срок работ, потребуется 18 рабочих дней для получения выписки из кадастрового плана. Уже этот документ станет основанием для дальнейших действий с недвижимостью. Услуга стоит государственного сбора в размере 200 рублей для гражданских лиц, юридические лица платят на порядок больше. Квитанция прилагается к заявлению, реквизиты платежа можно узнать на сайте или в офисе регистратора.

Присвоенный объекту номер является уникальным, по нему всегда можно получить важные сведения по данной недвижимости. Сведения находятся в открытом доступе, по номеру можно отыскать недвижимость на кадастровой карте федерального значения, которая представлена на официальных сайтах.

Отказ в предоставлении номера

Отказ в предоставлении номера

В идентификации объекта заявителю могут отказать, обосновав причины. К основным поводам отказа можно отнести следующие мотивы:

  • технический план объекта выполнен не лицензированной компанией;
  • здание имеет учетный статус временного, что не требует отображения в реестре;
  • специалисты выявили противоречивые сведения, представленные в разных базах.

Несоответствия являются важной причиной отказа и ведут за собой дополнительные проверки. Избежать мошенничества и злоупотребления входит в интересы добропорядочных владельцев, поскольку позднейшее обнаружения могут привести к аресту недвижимости и судебным разбирательствам.

Отказ должен быть оформлен официальным уведомлением заинтересованного лица. Обязательно отображаются причины, указываются правовые нормативы, на которые ссылаются регистраторы. Владелец имеет право оспорить отказ в суде, направив исковое заявление на действия чиновников. Обращение в суд не должно быть голословным, обвинения и эмоции придется исключить. Неверное и необоснованное исковое заявление будет отклонено или направлено на доработку.

Особые моменты в вопросе кадастра помещений

Особые моменты в вопросе кадастра помещений

Чтобы получить кадастровый паспорт нежилого или незавершенного строительства, порой требуются определенные усилия. Каждый приложенный документ должен иметь обоснование, указание на решение администрации по строительству. Владельцу необходимо получить разрешение на ввод здания в эксплуатацию.

В случае жилого многоквартирного дома проверяющих и надзорных организаций гораздо больше. Если хотя бы у одного проверяющего появятся претензии, то без устранения недочетов зарегистрировать объект не получится. В случае незначительных объектов недвижимости, например, гаража, не требуется получать разрешения, кадастровый паспорт выдается через 10 дней.

По поводу многоквартирных домов существует правило. Пока технический план не будет утвержден и передан застройщиком для проверки, отдельные квартиры не смогут быть переведены в собственность дольщиков. Обычно, документы на все квартиры новостройки передаются в Росреестр одновременно, жильцы самостоятельно получают там свидетельство на право собственности.

Кадастровый учет является важным и обязательным условием для регистрации права собственности на любой из существующих видов недвижимости.

Постановка квартиры на кадастровый учет

Нужна помощь юриста?
Узнайте, как решить именно Вашу проблему - позвоните прямо сейчас:

Консультация бесплатна!