ЗАДАТЬ ВОПРОС ЮРИСТУ

Приватизация проблемного жилья

Приватизация проблемного жильяБезвозмездная передача жилья в собственность, то есть приватизация, проводится в стране с 1992 года. Большинство желающих уже стали владельцами недвижимости, для остальных процедура продлевается регулярно. В сложных ситуациях, когда жилье имеет особый статус, приходится обращаться к законодательству для понимания своих возможностей и путей решения проблемы.

Приватизация ведомственного жилья

Ведомственное или служебное жилье не подлежит приватизации, поскольку является собственностью организации или ведомства. Жилплощадь предоставляется работнику на период трудоустройства, о чем должна быть сделана запись в трудовом договоре. При этом следует различать служебное и социальное жилье, о статусе делается отметка в устанавливающих документах, таких как ордер или договор найма. Пользование ведомственной жилплощадью может быть прекращено в любой момент, в добровольном порядке или через судебное решение.

После окончания трудового договора владелец в лице администрации предприятия имеет право на выселение жильца и его семьи без предоставления другой площади. Исключения составляют военнослужащие, пенсионеры по старости и инвалидности, полученной в результате трудовой деятельности. Закон предусматривает единственную возможность передачи жилья работнику в собственность — это изменение статуса объекта.

Если организация согласна на вывод площади из ведомственного подчинения, то она должна быть сначала передана в муниципальный фонд, заключен новый договор социального найма. Только после этих правовых процедур встает вопрос о праве собственности на квартиру. Очень часто жильцы служебных квартир не имеют лицевого счета, ордера на площадь, не имеют права получить кадастровый паспорт на квартиру. Оплата жилья производится на предприятии и учреждении, являющимся владельцем.

Приватизация ведомственного жильяИногда ведомство идет навстречу работнику, отдавшему организации 10 и более лет, но муниципалитет отказывается принять на баланс ветхое и аварийное жилье. Существует возможность решения вопроса судебным порядком. Жилец должен обратиться с иском об изменении статуса объекта, принятии его на баланс исполкомом и передачей ведомственным владельцем, согласным на подобный шаг.

Подобные сложности возникают при желании граждан приватизировать специализированное жилье, не входящее в список разрешенного к передаче собственности. Речь в первую очередь идет о жилом фонде в военных городках и закрытых поселениях. Проживать в них допустимо после увольнения, если гражданин вышел на пенсию, имеет статус военного пенсионера или инвалида.

Каждый конкретный случай может быть рассмотрен в судебном порядке, но на практике существует сложность передачи на муниципальный учет даже при согласии руководства закрытого поселения. К специализированному фонду относится жилье ЖКУ, предоставляемое для проживания работникам коммунального хозяйства. Подобные объекты относятся к муниципальному подчинению, но имеют целевое использование на время трудового договора.

Сложности могут возникнуть при приватизации федерального жилья. Получить разрешение на изменение статуса с федерального на муниципальное можно при обращении к организации, за которой закреплено имущественное право на собственность. В большинстве случаев федеральная служебная жилплощадь получается гражданами при переселении в организованном порядке в указанные районы с предоставлением жилья. Приватизировать недвижимость можно только через суд при имеющемся согласии федерального владельца и предоставлении веских аргументов. Например, при значительном сроке службы или при переезде по состоянию здоровья.

Приватизация социального жилья

Приватизация социального жильяЖилье, в котором граждане проживают по договору социального найма, может быть приватизировано при их желании. Право на приватизацию имеют все зарегистрированные граждане, причем должно быть документально подтверждено согласие или отказ от процедуры, заверенное нотариально. Органом по приватизации проверяется пакет представленных документов на предмет отсутствия причин для отказа. Если жилец уже участвовал в бесплатной приватизации, то социальное жилье он не сможет перевести в собственность.

Социальное жилье не может иметь статус общежития, аварийного, готовящегося под расселение или иметь иные муниципальные обременения. Жилье, полученное по различным программам и по социальной очереди, разрешено законом приватизировать наряду с государственным и муниципальным. Причем в обязательном порядке в приватизации должны участвовать несовершеннолетние члены семьи ответственного квартиросъемщика.

Если граждане получают иное социальное жилье взамен ветхого или аварийного, то право на приватизацию сохраняется по месту новой регистрации. Отказ члена семьи от перевода жилья в собственность позволяет ему быть прописанным в квартире. Даже при выписке после приватизации на другого члена семьи, гражданин может поднять вопрос о проживании в любой срок. Подобное право сохраняется при совершении сделок с уже приватизированной квартирой.

Жителям квартир по социальному найму бывает крайне невыгодно переводить площадь в собственность, если их ожидает переселение. Это связано с разницей в предоставляемой площади. Собственные квартиры меняются из расчета такой же по площади, но не менее 6 кв. м на человека, а социальный объект меняется из расчета до 18 кв. м, что представляет ощутимую разницу. Поэтому прежде чем обращаться в комитет по приватизации, следует взвесить все шансы на улучшение жилищных условий от городской администрации.

Приватизация колхозного жилья

Подобное жилье не является государственной или муниципальной собственностью, поэтому произвести перевод в статус собственного допускается с разрешения правления колхоза или организации, ставшей его законной преемницей. Общественная собственность может быть безвозмездно передана члену колхоза и его семье решением общего собрания колхозников или членов вновь созданного на его базе акционерного общества.

Приватизация частного жилья

Приватизация частного жильяВладельцы частного сектора являются собственниками своей постройки на основании ранее утвержденных документов. Они имеют лицевые счета на оплату коммунальных услуг, отметку в жилищных учреждениях. Если владельцу потребуется иметь на руках свидетельство на право собственности, то он должен собрать устанавливающие право владения документы и передать их в регистрирующий орган.

Если же частный дом является муниципальной собственностью, то потребуется согласие всех зарегистрированных в нем лиц. Перечень документов не отличается от общего, но нужно официальное подтверждение возможности проживания в доме круглогодично, отсутствие аварийности и иных ограничений.

В обоих случаях придется проводить процедуру по признанию собственности на земельный участок, на котором выстроен дом. Процедуры можно производить одновременно или после получения свидетельства на домовладение. В результате на руках у владельца должно быть два различных документа, устанавливающих право собственности. В сложных случаях, когда документы отсутствуют или утеряны за давностью, дела о статусе дома и земли решаются в судебном порядке.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему - позвоните прямо сейчас:

Консультация бесплатна!