Принципы государственного кадастра недвижимости

Становясь собственником недвижимости, владелец непосредственно контактирует с государственным органом по кадастру (учету) объектов недвижимости. Обращаться за регистрацией приходится при каждой юридической сделке, иначе процедура будет недействительной и юридически несостоятельной. Правила кадастра установлены законодателем на всей территории РФ, должны беспрекословно выполняться сотрудниками и участниками операций с недвижимостью.

Сведения, предоставляемые государственным кадастром недвижимости (ГКН) обладают юридической значимостью, Документы и справки могут потребоваться собственнику на различных этапах обладания объектом недвижимости. Поэтому столкнуться с работой ГКН придется многим гражданам, владеющим недвижимостью.

Основные понятия и положения кадастра

Основные понятия и положения кадастра

Прежде чем говорить о ведении кадастрового учета, следует понять, что означает сам термин ГКН. Кадастром обозначают законный и упорядоченный учет объектов недвижимости на основании технических сведений об имуществе, предоставляемых собственником. Государственный орган хранит и ведет учет границ территорий, отвечает за отметку межевания, проведенных землеустроительных работ на всей территории и в границах нашего государства.

Основной служебной обязанностью сотрудников учреждения является сбор, составление и ведение реестра обо всех объектах недвижимости и их владельцах. В каждом регионе существуют подразделения, ведущие учет на своей территории. Заносятся сведения в реестр при обращении существующего собственника или при первичном формировании записи. Сведения хранятся на постоянной основе, по ним можно проследить передачу права собственности или другие юридические действия с объектом учета.

При обращении граждан или организаций для внесения изменений в кадастр. Например, при оформлении сделки по объекту, производится тщательная проверка представленных данных в течение установленного законом периода.

Сведения, содержащиеся в кадастровом паспорте, являются полной информацией по объекту недвижимости и оформляются по определенным правилам.

Правила ведения кадастрового учета

Правила ведения кадастрового учета

Специфика работы ГКН отражена в служебном регламенте организации, о котором стоит знать пользователям. Осуществлять контроль и ведение банка данных по недвижимости должен официальный представитель, сотрудник государственной организации. Поскольку ответственность, возложенная за грамотное и верное ведение реестра, требует особого внимания, то проверка при занесении и исправлении данных бывает строгой процедурой.

Потребуется провести несколько различных, не соприкасающихся проверок, чтобы занести в реестр однозначные сведения. Чтобы стать сотрудником кадастрового регистратора, гражданин должен пройти специальное обучение и опыт. Строгие требования к кадастровым инженерам указаны на федеральном уровне, в ФЗ-№221 от 2007 г. Ответственность сотрудника за некорректные данные, внесенные в реестр, установлена законом.

Деятельность кадастровой палаты осуществляется на основании и при выполнении основных государственных кодексов. Малейшее отклонение и спорное толкование законов не допускается. Учет в реестре должен быть прозрачным и проводиться на основании право устанавливающих документов на собственность имущества.

Федеральная служба кадастра и картографии ведет государственный кадастровый реестр. Пользователи могут получить требуемую выписку, кадастровый паспорт объекта или подать заявление на внесение корректировок в данные по своей собственности.

Принципы организации кадастрового учета

Принципы организации кадастрового учета

Основные положения по учету недвижимости отображены в федеральном законодательстве. ФЗ-№221 в первых статьях устанавливает основы учета объектов недвижимости, разъясняет права и обязанности собственников имущества. Например, ст.4 указывает, что кадастр на территории всей федерации ведется едиными способами и по сводным правилам. Государственный реестр изменяется и обновляется ежегодно, единый реестр на всей территории контролируется исполнительными органами кадастрового учета.

Ранее учет велся исключительно на бумажных носителях, что затрудняло полноценный учет и приводило к ошибкам документов. Сейчас реестр ведется в бумажном и электронном видах, что позволяет осуществлять дополнительный контроль над базой данных. Повышение уровня достоверности сведений о недвижимости сделало современное делопроизводство более объективным и исключающим споры.

Законом устанавливается срок хранения сведений из реестра, порядок внесения изменений и уточнения данных. Изъять сведения из государственного кадастра могут исполнительные и контролирующие государственные структуры. Например, при открытии судебного производства, изъять данные может прокуратура или вышестоящий орган для проверки.

Принцип обязательности изменений состоит в том, что инженеры организации обязаны внести в базу данные, предоставленные собственниками. На внесение корректировок отводятся обязательные сроки, которые следует соблюдать. Не внесенные в срок сведения могут привести к юридической ответственности сотрудников кадастрового органа.

Основными поводами для внесения корректировок в реестр служат смена собственника или изменения в технических данных объекта. Например, после утверждения и проведения перепланировки, собственник обязан подать сведения в кадастровый орган для уточнения первоначальных данных. Важнейшим положением закона является указание на доступ к данным любого желающего.

Открытость и прозрачность государственного реестра позволяет узнать сведения об объекте, просто предоставив свой паспорт. Например, покупатель может получить сведения о покупаемой квартире, выписка из единого реестра является наиболее распространенным документом, отображающим сведения о собственнике и технических характеристиках жилплощади.

Некоторые временные сведения также должны иметь отражение в реестре. Перевод объекта и смена статуса на нежилое также должно отражаться по заявлению собственника.

Информационный статус ГКН

Информационный статус ГКН

Учет недвижимости на всей территории страны нужен не только для статистического подсчета, отражения владельца или собственника, но, главным образом, для координации юридических действий участников сделок. Услуга посредничества обеспечивает законность и подтверждение сделок по недвижимости, миссию берет на себя государство. Информационная помощь заключается в предоставлении сведений по каждой позиции учета, по запросу любого гражданина.

Подобная открытость в информационной поддержке значительно снижает злоупотребления в сфере недвижимости. Поэтому доверие населения к предоставляемым выпискам должно быть безусловным принципом. Обеспечение учета и защита данных от внесения ошибочных и недостоверных сведений является основной профессиональной задачей сотрудников кадастра.

Кадастровое обеспечение состоит из нескольких задач, в том числе сбора и сохранения данных по объектам недвижимости. Кроме того, государственный орган исполняет следующие функции:

  • обеспечение оперативного функционала организации;
  • проведение обязательных работ по кадастру;
  • ведение реестра и прогноз, анализ сведений;
  • предоставление данных по запросу;
  • полная защищенность конфиденциальной информации.

Информационная защита предоставленных гражданами и организациями сведений, безупречное ведение реестра недвижимости являются приоритетными задачами ГКН.

Установленный порядок ведения реестра

Установленный порядок ведения реестра

Порядок ведения главной государственной базы по недвижимости установлен законодателем. Правила направлены на полноценное и своевременное функционирование аппарата для внесения данных в базу. Минэконом издал приказ №42, который регламентирует деятельность структуры. Свод разработанных и принятых правил должны исполняться всеми кадастровыми структурами страны.

Взаимодействие организации и пользователей также установлены на законодательном уровне, поскольку речь идет о существенных материальных интересах. При бывшем отсутствии электронной базы, сотрудникам приходилось вручную искать и вносить информацию в единый реестр. Человеческий фактор привносил в рутинную работу много ошибок, исправлять которые порой приходилось в судебном порядке.

В настоящее время на поиск информации о совершенных сделках сотрудники время не затрачивают. Задача и обязанность по предоставлению сведений лежит на плечах собственника. Самая важная информационная задача кадастрового органа осуществляется в каждом региональном подразделении.

Учетная организация работает в тесном сотрудничестве с другими государственными органами, ведущими учет недвижимости. Например, сведения о произошедших сделках поступают из Росимущества и Росреестра. Эти организации подают сведения в кадастр по каждому изменению в существующих объектах, или появлению новых записей в государственной базе.

Сведения по государственному имуществу и собственности частных и юридических лиц подаются в установленном порядке сразу после оформления изменений. Регулярное отображение данных позволяет пользователям брать кадастровую выписку с актуальными и всегда обновленными сведениями по интересующему имуществу.

В случаях, когда сведения о владении имуществом необходимы для расследования преступлений, то правоохранительные органы могут рассчитывать на получение достоверной информации.

Для полноценного контакта, сотрудники МВД или прокуратуры составляют служебный запрос и получают данные для исследования. В интересах следствия предоставляются сведения о наличии собственности у подследственного и всех имеющихся характеристиках владения.

Современный уровень автоматизации ГКН

Современный уровень автоматизации ГКН

Существующий на нынешнем этапе уровень автоматизации намного облегчил сбор информации, значительно снизил процент погрешности. Ведение реестра на государственном уровне позволяет минимизировать потери от ошибок сотрудников, увеличить уровни контроля и уменьшить время обязательных проверок. Применение двух различных способов документооборота (электронного и ручного) позволяет сравнивать полученные результаты и исправлять выявленные неточности на стадии сбора информации.

Появились дополнительные функциональные возможности: например, по данным владельца сопоставляется информация по земельному участку и домовладению, создается единая запись в реестре. С помощью программного обеспечения в настоящее время проверяется и корректируется картографическая информация, касающаяся расположения наделов.

Система автоматического ведения и контроля банка данных устанавливается на компьютерах сотрудников. Работникам предоставляется возможность вводить, и получать сведения из объединенной базы учета недвижимости. Повышается уровень учета, снижается время на обработку запросов, а также присутствуют необходимые для работы условия:

  • базы данных подразделяются по муниципальному признаку;
  • обновление производится систематически и пользователи получают актуальные сведения;
  • свободный доступ пользователей к базе данных;
  • хранящаяся информация дублируется и всегда имеет копии на смежных ресурсах.

Система досконально отлажена, механизм сбора и фиксации информации утвержден законодателем. В автоматизированной системе случаются сбои, но поскольку речь идет о важных материальных вопросах, то отсутствие актуальной и верной информации имеет для пользователей важнейшее значение. Порой последние изменения, например, о владельце, не вводятся системой и пропадают. Сотруднику приходится исправлять неточность, вводить корректировку вручную.

Невозможно установить, какие записи изменены, а какие пропущены из-за системной ошибки. Проверить базу данных без техники невозможно, ошибка обнаруживается при обращении собственника или иного пользователя за кадастровой выпиской. Обнаружение технических характеристик, не соответствующих действительности, часто случается при проверке ранее осуществленных землеустроительных работ.

Ошибки на местности, внесенные в документы, могут переходить из документа в документ, пока неточность не будет зафиксирована при выполнении очередной земельной задачи. Например, понадобится разделить имеющийся участок между владельцами и оформить документы на имя каждого. Выявленная ошибка в измерениях могла сохраняться длительный период, потребуется внести корректировки и указать грамотные технические данные участка.

Публичная карта в интернете

Публичная карта в интернете

Во всеобщей сети размещена карта, которая отражает последние изменения и является единой и официальной картой. На ней отмечены общественные объекты, личные владения граждан, адрес и характеристики занесенных в единый реестр позиций учета. На сайте ПКК отображены сведения о муниципальных подразделениях кадастровых отделений, их адреса и условия работы с пользователями.

Обратившись к карте, пользователь может получить сведения о наличии ограничений, например, аресте рассматриваемого объекта. Предоставляются сведения по кадастровой оценке недвижимости, актуальной на момент запроса. У каждого зарегистрированного объекта есть уникальный номер, зная который, можно узнать по интернету большой объем сведений.

Обратившись к ПКК, граждане могут заказать кадастровый паспорт, выписку или план недвижимости. При оформлении юридических действий с имуществом, удобно бывает по интернету заказать и получить необходимые сведения. Пользоваться публичной кадастровой картой, находящейся на сайте Росреестра, просто и удобно. Потребуется зайти на сайт, открыть раздел карты и ввести необходимые данные.

В окне поиска пишется кадастровый номер, который уникален и принадлежит объекту с момента регистрации. Номер является координатами поиска, поэтому такой запрос обрабатывается моментально. Если есть сведения, то есть имущество зарегистрировано, то это будет отображено на карте. При отсутствии данных о регистрационном номере, найти недвижимость можно по точному почтовому адресу. С помощью сайта пользователь может заказать необходимые для дальнейших действий документы и справки.

Получение сведений из ГКН