Акт приема-передачи арендуемой квартиры

Арендные отношения требуют обязательного юридического оформления. Связано это требование с наличием значительных рисков для участников соглашения. Должен быть составлен арендный договор, акт приема-передачи жилого объекта и перечень передаваемого в пользование имущества. Обе стороны должны понимать, что подробное и тщательное описание и составление документов позволит избежать возможных спорных и конфликтных моментов.

Аренда помещений считается одной из наиболее распространенных юридических операций с недвижимостью. На практике могут возникнуть различные ситуации, отличные от стандартных положений. Сдавать и снимать квартиру в сложных и неоднозначных случаях рекомендуется после консультации с юристом.

Форма составления акта приема-передачи имущества

Форма составления акта приема-передачи имущества

Подписание акта о наличии имущества в квартире происходит одновременно с передачей комплекта ключей. После этого происходит фактическое вступление в пользование площадью. Форма документа составляется в произвольном виде, нет правовых нормативов, но должны вноситься правдивые сведения. Если стороны подписали юридический акт, значит, одна сторона передала, а другая приняла имущество.

Акт составляется в таком виде, чтобы были понятны условия пользования и ограничения. Например, прописывается момент, как поступать при выходе бытовой техники из строя. Кто оплачивает ремонт и что требуется делать, если невозможен ремонт. Такие нюансы должны быть записаны подробно, чтобы стороны понимали величину своей ответственности.

Обязательно отображается в документе следующая информация:

  • место и дата написания акта;
  • арендный договор, к которому относится акт;
  • личные данные участников и место их регистрации;
  • техническое состояние квартиры, наличие ремонта, мебели, оборудования;
  • опись имущества, включая технику, мебель, сантехнику и системы обеспечения;
  • показания счетчиков и факт передачи ключей.

Стороны подписывают акт приема-передачи и оставляют себе по экземпляру. Третий экземпляр передается вместе с договором аренды в Росреестр для регистрации.

Регистрация обязательна для договоров на срок, больший 12 месяцев. Отсутствие регистрации ведет к административным взысканиям для обеих сторон отношений.

Срок действия и условия соглашения

Срок действия и условия соглашения

Отдельно оплачивать государственную пошлину за регистрацию акта приема-передачи арендуемого имущества не требуется. Налог будет уплачивать арендодатель по ставке 13% как за полученную прибыль, декларируя свой доход. По закону, максимально указанный срок аренды в договоре может составлять 5 лет, дальше потребуется продлить соглашение. На практике, чаще всего договор и акт подписываются на один год, после чего автоматически продляется участниками.

Росреестр имеет право отклонить регистрацию по объективным причинам, например, отсутствие права собственности у арендодателя. Иногда отказ может отражать наличие иных владельцев, с которыми не согласовали аренду помещения. Если есть возможность исправить недочеты, то обращение можно повторить.

Аренда объекта с имуществом

В некоторых случаях, аренда квартиры сопровождается предоставлением места стоянки автомобиля, помещениями общего пользования, например, чердачным или подвальным отсеком. Все это отражается в акте приема-передачи, кроме основного описания имущества внутри квартиры.

В момент прекращения арендных отношений, арендатор предъявляет вещи по списку, демонстрирует наличие и работоспособность. Именно поэтому опись следует составлять тщательно, включая паспортные данные бытовой техники и устройств квартиры, например, кухонного или сантехнического оборудования. Можно провести фото или видео фиксацию как дополнительное доказательство состояния квартиры.

Если гражданин длительно снимал жилплощадь, то потребуется учесть естественный износ имущества. В некоторых ситуациях имеют значение коммунальные аварии или иные, не зависящие от жильца, обстоятельства. Споры по сохранности всегда имеют длительный характер, порой приходится искать справедливость в суде.

Как составить акт приема-передачи

На что следует обратить внимание

Скачать образец акта сдачи-приемки квартиры в аренду

Особое внимание следует обратить при составлении акта на дополнительные пункты. Например, смена и установка дополнительных отопительных батарей может производиться по договоренности с собственником. Если остаются предметы на хранение, но не для пользования жильцами, то это следует отобразить в акте отдельным пунктом.

Опись должна включать описание балкона, межкомнатных и входной двери, состояние оконных блоков. Акт приема-передачи является юридическим подтверждением состояния квартиры, учитывает коммуникации и встроенное оборудование. Арендатору рекомендуется включить все оборудование, проверить работоспособность и только тогда ставить свою подпись.

В стандартной ситуации владелец включает в договор условие о залоге за имущество, которое возвращается арендатору при окончании проживания. Эта сумма вернется владельцу только при сохранности имущества и отсутствии ущерба помещению. В случае, когда сумма нанесенного ущерба составляет значительный размер, такой залог не сможет покрыть издержки.

В подобной конфликтной ситуации потребуется обращение в суд с исковым заявлением собственника. Чтобы возместить ущерб, необходимо предоставить документальные доказательства, которыми служат арендный договор и акт приема-передачи имущества по приложенной описи.

Если квартиранты нанесли ущерб собственности соседей, то предварительно спрашивать станут с собственника квартиры. Судебные процессы занимают длительное время, после вынесения решения дело передается в исполнительные органы. Чтобы избежать подобной неприятности и волокиты, внимательно читайте и составляйте юридический акт по передаче имущества.

Ставя свою подпись под документом, вы должны сознавать всю глубину ответственности за чужие вещи, переданные во временное пользование.

Акт приема передачи недвижимости