Как оформить дачу в собственность?

Став собственником дачи и земельного надела, гражданин сможет не только пользоваться имуществом, но и осуществлять все юридические действия. Становится возможным продать, завещать, подарить или сдать дачный участок в аренду. Имея на руках свидетельство государственного образца, реально решаются имущественные споры с третьими лицами, например, соседями.

Как оформить дачу в собственность?
Без документального подтверждения права владения сохраняются риски лишиться своего участка и имеющихся на нем строений. Как оформить дачу в собственность и стать полноценным владельцем, следует узнать до того, как приступить к действиям.

Правила оформления дачи в собственность

Имея дачу в садоводческом товариществе или кооперативе, следует воспользоваться «дачной амнистией», объявленной государством. Если ранее процедура оформления надела и строений было делом сложным и длительным, то в настоящее время процедура довольно прозрачна и исполнима. Существует установленный порядок прохождения всех этапов согласования и утверждения документов. Воспользоваться правом официального владения можно самостоятельно или поручив процедуру оформления дачи в собственность юридическим специалистам.

Согласно постановлению правительства, упрощенная схема действует до конца 2020 года и регламентирована ФЗ-№93 от 30.06.2006 г. Стать собственником строения можно на приватизированном участке. Поэтому при отсутствии свидетельства на право собственности на надел, потребуется комплексная регистрация земли и домовладения. На момент вступления в действие Земельного кодекса от 2001 года, существовали правила приватизации земли, которые впоследствии подверглись изменению и упрощению.

В настоящее время участок может быть приватизирован, если он приобретен, подарен или наследован после вступление в действии ЗК, что раньше не позволялось.

Земельный участок оформляется в собственность бесплатно, если он входит в садоводческое объединение. Но при этом нельзя забывать об обязательных издержках по оплате государственных пошлин и оформлении кадастровых документов на землю и дачу.

Если дача не достроена, то потребуется включать в пакет необходимых документов разрешение на строительство, выданное местной администрацией. При наличии садового дома на участке, потребуется подтверждение членства в садоводческом кооперативе. Садовые объединения являются юридическими лицами, поэтому взаимоотношения с дольщиками или владельцами участков должны быть оформлены документально.

Как оформить право собственности на дачу
В обязательном порядке для упрощенного прохождения регистрации статус земель, на котором расположено строение и подсобные постройки, должен быть определен как земли садоводческого назначения, дачного кооператива или объединения. В таком случае возможно приватизировать строение, которому будет присвоен такой же юридический статус. Упрощенная схема не предназначена для приватизации земель и строений, относящихся к населенным пунктам и городской черте.

Как оформить право собственности на дачу

Перед тем, как получить свидетельство на право собственности на дом, следует приватизировать земельный участок. Для этого необходимо обратиться в местную администрацию с заявлением о подтверждении своих прав владельца. Потребуется предоставить разрешение председателя садового объединения конкретному гражданину стать собственником участка, а также кадастровое описание данного надела. Получение кадастрового паспорта является обязательной процедурой, которую можно произвести по ускоренной схеме. Далее с полученным разрешением обращаются в регистрирующий орган и получают свидетельство на собственность участка.

Для того, чтобы стать законным владельцем дачи, также потребуется пройти регистрацию в государственном регистрирующем органе.

Для этого потребуется предъявить следующие справки:

  • устанавливающий право документ, а именно договор купли/продажи, наследования, дарения или разрешение администрации на застройку;
  • кадастровый паспорт из БТИ на надел и домовладение;
  • квитанцию об уплате государственного сбора;
  • заявление в регистрирующий орган по стандартной форме.

Если основным документом является разрешение от местных органов или иные документы, потерявшие на момент обращения актуальность, то необходимо восстановить их и переоформить до подачи заявления. Например, разрешение было получено от организации или сельскохозяйственного объединения, которые прекратили свою деятельность или оформлено по старым, уже несуществующим образцам.

Другим типичным случаем, когда потребуется восстановление, является отсутствие сведений в государственном архиве с подтверждением факта предоставления бессрочного пользования наделом и разрешением на возведение дома. Строения должны иметь подтверждение сделанных перестроек, перепланировки, расширения, если подобное было произведено с момента первоначальной застройки. Справка из БТИ о плане строения и кадастровый паспорт являются обязательными документами для получения права собственности.

Как оформить дом на даче в собственность
Кадастровый паспорт придется получить вновь с вызовом специалистов землеустройства. Они проведут процедуру межевания и сделают съемку участка и расположенных на нем строений с привязкой к местности. Потребуется согласование с владельцами соседних участков и председателем дачного объединения. Чаще всего при использовании «дачной амнистии» несколько соседних владений оформляются одновременно, что снижает затраты, и сокращает сроки получения паспорта на дом и землю.

Внесение новых данных или изменение существующих в государственном кадастровом реестре становится основой для последующего приобретения права собственности.

Проверка кадастра осуществляется в срок до одного месяца, после чего заявитель получает кадастровый паспорт на землю и домовладение. После чего можно получить свидетельство на собственность в Росреестре, через месяц после подачи заявления на регистрацию.

Оформление дачи в собственность