Разрешение таможенных споров

Россия является членом таможенного союза, поэтому на нашей границе действуют международные правила перевозки грузов. Спорные ситуации между таможенным пунктом и декларантом возникают довольно часто. Речь может идти о соответствии груза представленным документам, правилам грузоперевозки, грамотному начислению таможенных сборов.

Причины появления таможенных споров

Причины появления таможенных споров

Порой нарушения правил пересечения границы допускают обе стороны взаимоотношений: юридическое или физическое лицо, пересекающее или перевозящее груз через таможенный пункт, и сотрудники таможни. Требования могут предъявляться необоснованно, без учета последних изменений ТК РФ, с целью взыскать как можно больше финансовых отчислений за декларированный товар.

В рабочем порядке вопросы возникают в следующих случаях:

  • ошибочное начисление таможенного сбора за перевозимый через границу груз;
  • необоснованное повышение комплекса платежей за таможенное оформление;
  • необоснованное повышение платежей, которые были уплачены, чтобы забрать груз с таможни. В последующем отказ владельцу товара вернуть часть оплаты;
  • выдвижение претензий к предпринимателю, не имеющих толкования в законе;
  • декларант необоснованно оштрафован за нарушение правил поведения в особой зоне;
  • начисление пени и неустоек за принудительное хранение груза;
  • приостановка выпуска и арест товара и средства перемещения;
  • ошибки и несоответствия в декларации на перевозимый груз.

Кроме перечисленных, могут возникнуть иные конфликтные ситуации, требующие разрешения в установленном законом регламенте.

Виды таможенных споров

Виды таможенных споров

Существуют основные направления таможенных конфликтов:

  • связанные с административными правонарушениями. Это штрафные санкции и излишние взыскания, с которыми не согласен протестующий участник ВЭД;
  • коммерческие споры связаны с начислением сборов, оплаты пошлин и возврате части неправомочно взысканных с лица сумм;
  • налоговые разногласия возникают при начислении налога на перевозимый груз, поскольку от категории и классификации товара зависит величина налога.

Таможенные органы проверяют представленные к проверке грузы на соответствие поданной декларации.

Споры с таможней появляются при:

  • корректировке таможенной стоимости (КТС). Декларант не соглашается с выводами таможенной проверки, перерасчету таможенного платежа, поэтому появляются взаимные претензии. Рекомендуется оплатить завышенную ставку, чтобы получить груз с таможенного склада. Затем подается судебный иск в арбитраж или гражданский суд. Заявитель должен доказать, что первоначальные суммы реальны и проведенный таможней контроль не должен был привести к повышению сбора;
  • изменение кода классификатора, присвоенного товару. Таможня может решить, что код присвоен с ошибками, чтобы меньше заплатить. Предъявлен и описан товар по сходному коду, сотрудники пункта присваивают новый код классификатора и автоматически увеличивается налог и сбор на груз. Разницу между ранее уплаченным сбором и начисленным потребуется сразу уплатить, иначе груз не выдадут. Затем имеет смысл вернуть излишки через суд;
  • необоснованный отказ в применении льготных схем налогообложения. За подобное нарушение, когда проверяющий груз сотрудник не принял во внимание представленные справки о льготах, ему грозит серьезное наказание по служебной части. Таможенника могут уволить по статье или вчинить штраф в размере 10-30 тыс. рублей;
  • отказ в получении налоговых льгот, связанных со страной поставщиком. Таможенными правилами установлены размеры отчислений в казну, которые значительно отличаются в зависимости от страны изготовления и импортера. Когда сотрудник не согласен и уверяет, что в поставках задействована третья страна, он имеет право повысить сбор. Это повышение, которое может быть значительным, также обжалуется в судебном порядке.

Пути разрешения таможенных споров

Пути разрешения таможенных споров

Юридические лица обращаются в арбитражный суд по месту своего жительства или по месту нахождения таможни. Заявить свои претензии можно в течение трех лет с момента, как стало известно о нарушении. Исковой срок можно продлить, если истец представит доказательства и основания пропуска. Обращение в арбитраж должно иметь веские обоснования и документальные расчеты. Суд обжалует таможенное решение и если отменяет его, как необоснованное, то предпринимателю возвращают излишне уплаченные средства.

Суд может длиться до трех месяцев, апелляция подается в вышестоящий арбитражный суд, кассации по таможенным сборам не предусмотрено. Рассмотрение спора производится без участия истца и ответчика, их представителей. Законом предусмотрена возможность проведения досудебного урегулирования спора путем подачи жалобы в вышестоящий таможенный орган. Как показывает практика, положительных результатов такие действия участнику ВЭД не приносят.

Документом, который оспаривает заявитель, является протокол таможенной проверки. По результатам инспекции груза и декларации выносится постановление, например, на уплату вычисленной суммы в конкретный срок. Декларанту выносится предписание или требование об устранении нарушений. Постановление оспаривается по КоАП, а требование рассматривается судом по КАС (кодекс административного судопроизводства).

Не стоит бояться подавать в суд и обжаловать действия таможни. Предварительно следует проконсультироваться с таможенным юристом, который разберет ваши сведения, обсудит ход дела и перспективы. Перед таможней поставлена задача, чтоб повысить собираемость сборов и налогов, что сотрудники активно исполняют. Перед предпринимателем стоит обратная задача: отстоять свои интересы законным путем и снизить затраты на внешнеэкономическую деятельность.

Диаметрально противоположные потребности приводят к очевидным противоречиям. Судебный процесс расставит верные акценты, если есть основания, то стоит обращаться к правосудию.

Досудебное урегулирование таможенных споров