Как происходит досудебное урегулирование налоговых споров?

Результаты налоговых проверок и взысканий иногда вызывают возражения, о которых можно заявить в Налоговую инспекцию. По закону, перед обращением в судебные инстанции должно быть проведено досудебное урегулирование налоговых споров.

Как происходит досудебное урегулирование налоговых споров?
Если не достигнута договоренность и конфликт не разрешен, то несогласный имеет право обратиться в суд.

Правила досудебного рассмотрения

Определение, вынесенное при проверке юридического лица, может быть обжаловано по установленному регламенту. Физические лица, несогласные с назначенным им налогообложением, также имеют право отстаивать свои интересы без обращения в суд.

Досудебная проверка подразумевает следующие действия:

  • всесторонний анализ спорной ситуации;
  • оценка значимости поднятых фактов для обжалования;
  • соответствие нормам закона;
  • составление претензии по открывшимся фактам.

Внутри ФНС созданы отделы по проверке претензий по проведенным аудитам, куда следует обращаться при возникших несогласиях. Специалисты проверяют проведенную проверку и сделанные выводы, делают заключения по рассмотренным жалобам. Подать жалобу имеет право любой налогоплательщик, физическое или юридическое лицо. Заявление не облагается государственной пошлиной, рассматривает спор между налоговой и плательщиком вышестоящий налоговый орган, представляющий в споре третью сторону.

Если речь идет о возникших нарушениях по налогообложению и плательщик признает данный факт, то при подаче заявления он может рассчитывать на снижение штрафных санкций. При этом ужесточение взыскания не предусмотрено законодательством на этапе досудебного урегулирования налогового спора. Если решение, принятое по результатам проверки или налогообложению физического лица, не вступило в силу, то подается апелляционная жалоба.

Рассмотрение налоговых споров
Апелляция может указывать на незаконные действия сотрудников ФНС, не соответствующие закону выплаты по налогам, штрафы. Подается апелляционная жалоба в течение месяца после постановления, после чего оно вступает в действие. Пропуск срока может быть обжалован по объективным причинам, указанным в заявлении.

Апелляция направляется в тот налоговый орган, который вынес постановление. После чего все материалы дела и сама жалоба передаются в вышестоящую инстанцию, которая может оставить решение без изменения, частично удовлетворить требования заявителя или отменить постановление. Жалоба является второй возможностью защитить свои права и направляется, когда решение уже вступило в силу.

Заявитель может обжаловать решение ФНС не только по результатам проведенных проверок, но в случаях:

  • отказа в налоговом вычете и несогласии с его размером;
  • несогласии с установленными налоговыми отчислениями;
  • оспорить установленные штрафы, пени, иные финансовые взыскания;
  • оспорить арест банковских счетов.

Порядок обращения и проведения процедуры

Проверка заявления происходит в два этапа. Заявитель обращается в налоговую, которая вынесла не устраивающее его постановление. Заявление может быть в виде жалобы на действие сотрудников, обжалования определенных налоговых отчислений или апелляция. Форма обращения допускается в произвольном виде с указанием фактов и соответствия правовым нормативам.

Заявление должно содержать указание на оспариваемые акты, предмет спора и дополнительную информацию, помогающую в полной мере решить вопрос. Налогоплательщик имеет право приложить к жалобе свой расчет налогообложения, документы, подтверждающие его позицию. Если жалоба подается доверенным лицом, то потребуется предъявить нотариально оформленную доверенность на действия.

Практика разрешения налоговых споров
Досудебное урегулирование допускается в строго отведенный период, а именно в течение одного года после возникновения спорной ситуации. Протоколом не предусмотрено присутствие заявителя на заседании, но гражданин имеет право заявить свое желание присутствовать, дать устные комментарии. Время рассмотрения зависит от характера спора, для чего могут понадобиться дополнительные экспертизы и аудиторские проверки. В стандартной ситуации, не требующей дополнительных проверок, рассмотрение производится в течение 10 дней со дня приема жалобы.

Вышестоящий и надзорный орган имеет право отклонить заявление по объективным причинам. Это происходит, если указанные данные не соответствуют действительности, пропущены сроки подачи, дело уже рассматривалось и решение вынесено. Об отказе в рассмотрении уведомляют налогоплательщика в течение пяти дней, с указанием причины. Гражданин сам может отозвать жалобу после принятия в работу, написав соответствующее заявление.

Официальное уведомление об отказе или принятом решении высылается гражданину в течение трех дней. Налогоплательщик имеет право направить новую жалобу по данному вопросу после исправления недочетов и доработки требуемой информации.

Налоговые споры