Обман потребителей

Согласитесь, что каждый из нас, будучи покупателем, сталкивался с обманом продавцов. Непрерывно общаясь с потребителями, продавцы становятся за прилавком настоящими психологами. Способов обмана существует огромное количество, но все они направлены на приобретение незаконной прибыли за счет мошеннических действий.

Зарабатывая средства нечестным способом, продавцы чаще всего рассчитывают на то, что покупатель не заметит уловок. Если же заметит, то не предпримет определенных мер для наказания виновных. Для оперативных действий по защите своих прав, предлагаем покупателям ознакомиться с наиболее распространенными методами обмана.

Распространенные формы обмана потребителей

Распространенные формы обмана

При обмане потребителей могут возникать следующие виды последствий:

  • материальный убыток для потребителя;
  • моральный вред в связи с явным мошенничеством;
  • возможный вред здоровью в связи с продажей недоброкачественных товаров.

Стандартными и хорошо известными способами обмана являются:

  • обсчет при сдаче или намеренное завышение стоимости товара;
  • обвес применяется при продаже весовых продуктов, путем механических манипуляций с весами ил наклеивании неверных весовых чеков;
  • реализация продуктов с истекшим сроком годности, что может нанести значительный ущерб здоровью;
  • товар с обнаруженным дефектом торговля старается реализовать, иногда проводя уценку;
  • фальсификация и осознанное ухудшение качества товара, например, разбавление молока водой.

Мошеннические действия со стороны работников торговли приводят к недоверию в целом при покупке товаров. При этом страдают добросовестные производители и продавцы, ущерб можно подсчитать на государственном уровне. Сложившаяся практика не позволяет инвесторам расширять производство в нашей стране, поскольку риски от недобросовестной торговли порой перекрывают прогнозируемую прибыль.

Законодательство о проблеме обмана покупателей

Законодательство о проблеме обмана покупателей

При значительных масштабах обмана потребителя, производитель или сеть, реализующая товары, несут уголовную ответственность по ст.200 УК РФ. Размер ущерба рассчитывается как 1/10 МРОТ или 1МРОТ, в зависимости от масштаба обманных действий. Если подобное преступление совершенно продавцом в течение одного отчетного года, то взыскание усиливается неоднократно.

На практике обманные действия могут совершаться не только продавцом в торговых организациях. Обман потребителей услуг также подпадает под данную категорию, это могут быть услуги ЖКХ, общественного питания, питания в социальных учреждениях, бытовое обслуживание населения. Например, парикмахерские услуги, оказанные пользователю по цене, не соответствующей заявленным видам работ.

Наказание по данной статье налагается на граждан, достигших 16 лет и являющихся дееспособными. Если ущерб, причиненный потребителю, незначителен, то наказание производится по административному кодексу, включающему в себя штрафные санкции, ст.14 КоАП РФ.

Возможные меры воздействия на продавца

Возможные меры воздействия на продавца

По административному кодексу, обманом потребителей называются незаконные действия, связанные с обманом, обвесом и предоставлением ложной информации потребителю. Административную ответственность устанавливает суд, привлечь могут сотрудника торговой организации, владельца (юридического лица или предпринимателя), или ответственного руководителя. Для должностных лиц предусмотрен штраф в размере 1-2 тыс. рублей за факт обмана потребителя. Юридические лица несут ответственность на порядок выше: 10-20 тыс. рублей.

Наказание по КоАП выносится за административное правонарушение, нанесшее покупателю незначительный ущерб. Обман в крупных размерах осуждается по уголовному законодательству, предусматривает более суровое наказание. Для грамотной квалификации совершенного проступка требуется наличие актуальной доказательной базы, что бывает крайне сложно собрать и предоставить суду.

Возможности методов борьбы с обманом потребителей

Возможности методов борьбы с обманом

Уровень обслуживания населения остается в нашей стране на низком уровне, нередки факты обмана и продажи несоответствующих заявленным качествам товаров. Кроме подачи иска в судебную инстанцию, существуют другие действенные способы борьбы за свои интересы. Для начала каждый покупатель имеет право затребовать у продавца книгу жалоб и предложений. Записать выявленные недочеты и факт обмана можно с указанием своих личных данных.

Книга жалоб и предложений является юридическим документом строгой отчетности, должна быть должным образом прошита, пронумерована. Потребителю предлагается инструкция по заполнению, которую следует соблюдать. Торговой организации придется отвечать перед надзорными и контролирующими органами за сделанную запись, заявителя имеют право пригласить в качестве свидетеля при расследовании инцидента. Должностным лицам по сделанной записи в книге придется объясниться и, если сведения будут признанны достоверными, назначат штраф в виде административного наказания.

Роспотребнадзор — контролирующий и надзорный орган, ведущий работу по заявлению потребителей. Контроль деятельности торговой организации осуществляется согласно гражданско-правовых установок, в частности, Закона о защите прав потребителей (ЗПП). Обращение в Роспотребнадзор осуществляется по заявлению заинтересованного лица, с приложением доказательной базы по инциденту. Иногда могут потребоваться проведения независимых экспертиз по узкой и профильной специализации.

Возможности методов борьбы с обманом

Покупателю следует знать, что стоимость экспертных работ и акта независимой экспертизы взыскиваются с проигравшей спор стороны. Например, сотрудники надзора могут предложить заявителю передать приобретенные продукты на анализ в санитарные службы или иные специализированные организации, услуги которых являются платными. Полученный акт будет являться главным доказательством вины торговой организации. Если в течение года на юридическое лицо, владеющее торговой точкой, поступит несколько заявлений от граждан, то меры наказания за различный обман значительно повышаются.

По заявлению граждан, Роспотребнадзор проводит внеплановые проверки торговой организации. Проверки могут быть выездными и документальными, не обязательно напрямую связанные с рассматриваемым конфликтом. Инспекция торговой точки заканчивается составлением акта о выявленных нарушениях. Надзорный орган выносит на основании акта постановление о наказании и предписание, требование об устранении нарушений в указанный срок.

Если действия торговой организации привели к вреду здоровью потребителя, имели тяжелые последствия, к делу подключается прокуратура. Не всегда обман покупателя сходит недобросовестным продавцам с рук, иногда дело принимает серьезный оборот, инициированный одним единственным обращением в надзорные органы.

Гражданам следует знать, что попустительство, нежелание отстаивать свои законные права и интересы, приводит к еще большим махинациям в торговой сфере. В настоящее время написать заявление в Роспотребнадзор можно по интернету, воспользовавшись официальным сайтом, что не займет много времени.

Штраф за обман потребителей