Страховые споры по ОСАГО

Водители страхуют свою гражданскую ответственность, чтобы чувствовать себя безопасней. Никто не может предусмотреть возможные аварийные ситуации на дороге, для чего и существует страхование. Между тем споры между участниками соглашения тоже привычны, как и ДТП. Страховщик и страхователь предъявляют претензии друг к другу по поводу неисполнения условий договора. Нередко страховые споры становятся поводом для судебных тяжб.

Почему возникают споры по ОСАГО

Почему возникают споры по ОСАГО

Наиболее часто претензии возникают со стороны владельца ТС. Это связано с попытками страховых компаний (СК) извлечь выгоду из соглашения всеми путями, порой незаконными. Страховщики пользуются юридической неграмотностью водителей, отсутствием опыта подобных споров. Имея штатных юристов, компании считают свои интересы максимально защищенными. Понятно, что справиться со слаженной командой недобросовестных страховщиков одному невозможно.

Отсутствие сведений и знаний приводит к тому, что подавляющее большинство водителей не вступает в судебный спор, заведомо считая свою позицию проигрышной. В борьбе интересов победит тот, кто выстроит правильную тактику и подготовит более доказательные аргументы. Не стоит позволять страховым организациям отклонять претензии граждан, имеющих полис и попавших в аварийную ситуацию. По статистике, большинство судебных споров разрешаются в пользу граждан.

При рассмотрении тяжбы, суды в первую очередь основываются на положениях гражданского кодекса и закона о защите прав потребителей (ЗЗПП). Приобретая за свои средства страховую услугу, люди рассчитывают на двухстороннее выполнение взятых обязательств. В суде придется указать в заявлении явные нарушения законодательства. Следует учесть, что при наличии юридической защиты шансы на скорое и положительное решение возрастают в разы.

Досудебное разрешение спора вполне возможно, если делом занимается адвокат. Страховые компании охотнее идут на мировое соглашение, если имеют дело с профессиональным юристом. Подобное поведение связано с тем, что выигравшая сторона получит право взыскать расходы на юридическое сопровождение и моральный ущерб. У страховых компаний большой опыт споров, сотрудники прекрасно умеют просчитывать риски, поэтому присутствие в деле юриста останавливает СК от недобросовестных поступков.

Если к моменту компенсации страховых покрытий компания прекратила свою деятельность, то граждане имеют право обратиться к РСА. Потребовать возмещения, имея на руках полис и доказательные документы, можно в различных ситуациях. С перечнем можно ознакомиться в законе об обязательном страховании гражданской ответственности. Поэтому необоснованный отказ от выплат можно обжаловать по значительному количеству поводов.

Разрешение спора по ОСАГО без вмешательства правосудия возможно при направлении претензии в адрес страховщика. Составить письменное заявление нужно в строгом формате, исключив эмоции и сравнения. Чем больше будет указано позиций, которые законодательно нарушены СК, тем больше шансов на получение положенной страховой компенсации без вмешательства суда. Излагая свою точку зрения, в письме следует указать, что следующим шагом станет подача судебного иска.

Почему возникают споры по ОСАГО

Начиная досудебные процедуры, нельзя забывать об исковой давности по страховым делам. Подать заявление к судопроизводству можно в течение двух лет, не позднее. Именно поэтому компании затягивают рассмотрение вопроса до суда, в надежде, что срок будет пропущен и в суд не возьмут дело. Несмотря на то, что существует законодательный срок ответа от юридических лиц, страховщики сначала просто не реагируют на претензию клиента.

Затем на каждый последующий призыв отвечают отписками или отрицательными отказами. Довольно часто отказы рассчитаны на отсутствие знаний у водителя и то, что он поверит полученному официальному ответу. Следует сохранить всю существующую переписку для последующего обращения в суд. Суды благосклонно относятся к истцам, которые всеми силами старались разрешить самостоятельно спор со страховщиком. Свои заявления и действия гражданам следует подкреплять предоставленными справками и документами.

Если СК затягивают дело, ссылаясь на требование дополнительных проверок, не стоит длительно ожидать компенсации. Рекомендуется проконсультироваться с юристом и подавать иск в суд. Очевидно, что отсутствие сдвигов и желания заплатить клиенту со стороны страховщика не следует принимать как должное. Суд разберется и накажет недобросовестного СК, быстро восстановив справедливость.

Суды завалены исками к страховым компаниям, не исполняющим в полной мере свои обязательства. Поэтому при грамотной подготовке к процессу, вопрос будет решен положительно и в краткие сроки. Страховщики прекрасно осознают незаконность своих действий в большинстве случаев, понимают, что придется выплатить неустойку по всем позициям. Поручив дело практикующему юристу по страховым спорам, владелец авто наверняка получит все, что гарантирует купленный полис.

Юристами наработана богатая практика по возмещению именно в случае ОСАГО. При столь крупных затратах на страхование, которые несет клиент, не получить гарантированную полисом защиту можно от многих СК. Восстановить справедливость можно по суду, воспользовавшись помощью юристов. Особое значение имеет обоснованность искового требования, грамотное составление процессуального документа порой оказывает значительную помощь в судебном рассмотрении.

Чтобы выиграть спор по ОСАГО, потребуется подготовить доказательную базу таким образом, чтобы у судьи не осталось сомнений в правоте истца. Поэтому подготовительный этап имеет решающее значение для защиты прав владельца автомобиля.

Досудебный порядок разрешения споров по ОСАГО

Досудебный порядок разрешения споров по ОСАГО

Закон позволяет проводить досудебную работу по разрешению споров ОСАГО в установленном порядке. В закон по страхованию внесен новый, дополнительную ст. 16. Согласно положениям статьи, перед обращением в суд необходимо постараться разрешить спор своими силами. Порядок претензионной работы строго определен и установлен. В стандартных ситуациях после наступления страхового случая, заинтересованное лицо обязано направить письменное уведомление своему страховщику.

Можно обратиться в компанию с подсчетом требуемых затрат или калькуляцией выполненных работ. В любом случае, начало работ по компенсации инициирует владелец полиса. Все заявления и требования должны быть подтверждены документами и справками, например, протоколом с места аварии. Без проведения самостоятельной работы до суда и попыток мирового соглашения с противной стороной нельзя подавать иск, что установлено на законодательном уровне.

Страховая организация имеет пять рабочих дней на реагирование. Если ответ отсутствует или не устроил заявителя, то после этого стоит подавать заявление в суд. Претензия, направленная в СК, должна иметь официальное подтверждение, например, послана заказным письмом с уведомлением. Можно лично принести уведомление в компанию и пройти регистрацию в канцелярии фирмы. Такое тщательное выполнение формальных действий поможет в случае судебного спора доказать свои действия.

Судебная практика по возмещению компенсации

Судебная практика по возмещению компенсации

Поскольку споры по ОСАГО довольно часты, то рекомендуется воспользоваться имеющимися практическими сведениями по подобным делам. Например, следует опираться на ст.179 ГК РФ, регламентирующую действия при обмане, вымогательстве и принуждении к подписанию регулирующих отношения документов. Эта статья подходит при обмане и уклонении страховщика от своих обязательств.

Злой умысел и преднамеренные действия, заведомо необоснованные со стороны СК, владельцу авто потребуется обосновать. Согласно ст.944 ГК, клиент должен быть уведомлен обо всех пунктах соглашения, получить письменные и устные комментарии к каждому пункту договора. Важную сторону соглашения, касающуюся финансовых взаимоотношений сторон, следует прописывать с особой тщательностью. Если какое-либо обстоятельство намеренно или иначе не отражено в договоре, то действовать следует по законодательным установкам.

Одновременно у клиента присутствуют обязательства перед фирмой. Например, если владелец машины скрыл важную информацию о состоянии своего ТС, то его претензии после аварии могут быть законно отклонены. Также могут быть не выплачены средства, если водитель или владелец машины были в нетрезвом состоянии в момент происшествия. Эти и подобные факты следует обязательно учесть, перед тем как обратиться в суд.

Претензии водителя суд примет, даже если он не предоставил исчерпывающую информацию об автомобиле. Это возможно только тогда, когда факты утратили свое значение для рассмотрения вопроса. При этом нельзя забывать, что согласно положениям закона об ОСАГО владельцы авто обязаны застраховать свою гражданскую ответственность. Выезжая на дорогу и начиная движение, гражданин обязан иметь полис, иначе при наступлении аварии возникают значительные риски.

Обязанность иметь полис при управлении автомобилем возникает с момента приобретения прав на движимое имущество. Не имеет значения, каким образом гражданин стал собственником, оформить полис он обязан одновременно с получением свидетельства на автомобиль. Эти правила знакомы всем водителям, но нарушают их повсеместно.

Согласно ст.10 закона об ОСАГО, действие договора максимально распространяется на один год, если нет определенных исключений. Правила строго регламентируют все возникающие ситуации, касающиеся приобретения и использования полиса обязательного страхования гражданской ответственности водителя.

Судебная практика по возмещению компенсации

Например, ст.24 говорит, что все взаимоотношения сторон при заключении договора страхования должны быть отражены в официальном соглашении и отражение имеют в виде полиса. Полис всегда должен быть в наличии при управлении авто, отсутствие полиса при проверке приводит к административному штрафу. Заполненный сотрудником компании бланк не должен содержать исправлений, грамматических ошибок или несовпадений с личными сведениями страхователя.

Обнаружение допущенных опечаток и описок требует немедленной замены на дубликат за тем же номером. Так же следует поступать при утере полиса, причем операции эти не требуют оплаты со стороны клиента. Делается замена по заявлению и личному посещению офиса страховой фирмы. Если компания отказывается выдать дубликат или выдвигает встречные материальные требования, то можно пожаловаться на действия страховщика в РСА, предоставив доказательства своего заявления.

Очень важно, что ст.16 ЗЗПП указывает, что продажа услуги не должна быть связана с навязыванием дополнительных услуг. Если клиенту предлагают приобрести полис ОСАГО вместе со страхованием по другим программам, то это прямое нарушение закона. На такую фирму можно заявить в прокуратуру, РСА или другие надзорные органы. Наказание в такой ситуации будет суровым, вплоть до лишения лицензии на работы.

Ст.168 ГК регламентирует, что все неточности и отступления от закона при подписании страхового договора делают соглашение не действительным. Страховое соглашение теряет свою юридическую значимость, если противоречит правилам составления и исполнения. При этом наказание несет страховая компания, предложившая данный вариант договора. Признание судом договора нелегитимным может привести к дальнейшим осложнениям для истца.

По незаконному договору нельзя взыскать:

  • штраф;
  • неустойки и пени по задержкам платежей;
  • моральный ущерб владельца полиса;
  • возврата материальных средств.

Довольно часто, на практике полис является настоящим, но компания отказывается выполнять свои обязательства, мотивируя свои действия следующими пояснениями.

Причинение третьим лицам ущерба через транспортное средство, не указанное в соглашении. По правилам, если у виновного в аварии собственника авто есть страховка ОСАГО, то пострадавшая сторона получит положенное возмещение. При этом может рассматриваться ущерб технике, имуществу внутри машины или здоровью участников происшествия. Для того, чтобы не выплачивать компенсацию, СК стараются оспорить виновность своего клиента.

Другими словами, страхователь будет стараться доказать, что в аварии виновны другие участники и ответственность клиента не подлежит компенсации. Доказывая, что гражданин требует выплату за авто, не виновное в аварии, страховщики тем самым уходят от ответственности по договору. Согласно ГПК, ст.56, судебные решения обязывают ответчиков исполнять постановление в полной мере, поэтому владельцу потребуется доказывать обязанность страховщика признать виновность, и погасить возмещение потерпевшей стороне.

Причинение вреда здоровью, угроза жизни или имущественный ущерб не всегда бывают указаны в страховом полисе. Поскольку фактические ситуации невозможно предусмотреть полностью в договоре, то споры и конфликты по признанию ситуации страховым случаем решаются в суде. Если суд признает причиной ущерба действия застрахованного лица при движении автомобиля, то независимо от наличия упоминания в договоре, такая ситуация будет оплачиваться для пострадавшего.

Закон об ОСАГО перечисляет некоторые транспортные средства, на которые разрешается не оформлять ОСАГО, ст. 4. Если незастрахованное должным образом ТС попадают в аварию, то расчет между участниками производится по мирному договору или через судебное рассмотрение. Претензии направляются непосредственно к установленному виновнику ДТП, который не имеет ОСАГО.

Суд в таком случае руководствуется предоставленными актами экспертиз и заявленными претензиями потерпевшего. При этом важное значение имеет наличие у истца полиса ОСАГО. Если он застрахован, то досудебная работа или судебное рассмотрение проводится с участием страховщика. Такие процессы, где отсутствует страхование у одной или обеих сторон, имеют затяжной характер и проходят сложно.

Дело в том, что суд выносит постановление о материальном взыскании с виновного, но исполнительное производство не исполняется. Ответчик в лице гражданина порой не имеет средств и возможностей выплачивать нанесенный убыток. Именно поэтому гораздо выгодней иметь страховой полис ОСАГО, что в идеале освобождает человека от лишних хлопот при неприятных ситуациях на дороге.

Страховая компания устанавливает размер компенсации в связи с тяжестью содеянного. Не всегда средств бывает достаточно для полного покрытия ущерба. Разницу по гражданскому иску потерпевшего виновный обязан возместить самостоятельно из своих средств. Очень часто страховщик занижает размер страховой выплаты, необходимой для ремонта и восстановления техники. Опять же потребуется отстоять свои интересы с доказательствами в суде, предварительно выслав претензию компании.

Причинами обоснованного отказа от страховой компании являются следующие обстоятельства:

  • несвоевременное обращение при возникновении страховой ситуации;
  • неполные или спорные доказательства и документы по произошедшему событию.

Очень тщательно следует отнестись к сбору и оформлению документов, в том числе протоколов события и калькуляции произведенного или необходимого ремонта. Следует понимать, что любая оплошность, совершенная клиентом, может стать поводом для отказа в платежах. С другой стороны, существуют подложные документы, по которым клиенты пытаются получить незаконную прибыль. Инсценируются аварии, поломки и подаются требования на возмещение ущерба.

Пакет документов рекомендуется предъявить для проверки независимому юристу, прислушаться к его рекомендациям. Гораздо предпочтительней предварительно оценить все риски, чем получить отрицательное решение в суде.

Судебная практика по возмещению компенсации

В пакет документов, который установлен правилами по ОСАГО, должны входить следующие справки и подтверждения:

  • стандартное извещение по ДТП;
  • справка из ГИБДД;
  • протокол об административном правонарушении;
  • отказ в возбуждении данного дела, открытии производства.

Заказать и получить данные справки следует оперативно, не откладывая в дальний ящик. Весь пакет предоставляется страховщику, если получены замечания по заполнению или фактическому материалу, то придется решить вопрос на стадии досудебного рассмотрения. От качества и грамотности протоколов и справок зависит отношение страховой компании к вопросу о выплатах по полису. Получить средства по страховке ОСАГО можно будет только после того, как сотрудники проверят все бумаги и примут их к исполнению.

Потерпевшей стороне также не стоит задерживать процедуру оформления. После заявления и предоставления данных своему страховщику, компании должны провести дальнейшую работу самостоятельно. Иногда пострадавшей стороне приходится приложить максимум усилий, собрать доказательства, чтобы получить возмещение убытка со страховой фирмы виновного. Иногда пострадавшей стороне приходится заниматься двумя процессами одновременно: взыскивать средства по ОСАГО и подавать иск по возмещению сверх оплаты полиса.

Судебная практика подтверждает, что наибольшее количество исков связаны с претензиями по размеру средств на ремонт и потере товарной стоимости объекта. Заседание проводится при участии противных сторон, суд определяет размер потерянной товарной стоимости в соответствии с процентом износа техники. Все эти показатели определяются актами независимой экспертизы. Порой суд требует провести несколько экспертных исследований по разным направлениям, выслушивает мнение специалистов.

Особенно спорными являются процессы по возмещению ущерба за дорогостоящие автомобили, которые потеряли свою товарную цену. Стороны приводят свои аргументы, стараясь подтвердить понесенные расходы и взыскать со страховой фирмы компенсацию.

Споры по потере товарной стоимости ТС

Споры по потере товарной стоимости ТС

Законодательно установлено само понятие «утрата товарной стоимости». Споры по оценке УТС бывают связаны со значительными средствами. Ведь порой ходовые качества и внешний вид автомобиля страдают после ДТП значительно. Даже после качественного ремонта машина значительно теряет в цене и встает вопрос о том, кто обязан возместить ущерб и в каком размере. Не стоит забывать о снижении прочности машины и надежности для водителя после аварии.

Особое значение в судебной практике получило то обстоятельство, что утрата товарной стоимости признается наравне с подтверждением стоимости ремонта или покупки комплектующих. Оценку производят специалисты оценочных организаций, обладающих лицензией на подобные работы. Когда речь идет об УТС, дело редко обходится без суда. Доказать документально понесенный ущерб и взыскать достаточную сумму может специалист, имеющий опыт судебных процессов.

Потребуется доказать, что снижение потребительской стоимости машины является прямым убытком для владельца. Такая утрата потребительских свойств также взыскивается со страховой компании, суды удовлетворяют подобные иски. Положенное возмещение от страховщика виновной стороны может быть получено до суда, но на практике такое согласие встречается крайне редко.

Именно ст.12 закона об ОСАГО устанавливает, что потеря товарной стоимости является страховым случаем. Законом определено, что за счет страхования ОСАГО автомобиль пострадавшего должен быть приведен в надлежащий вид. Если страховых сумм недостаточно, то доплачивать придется самому виновному. Величина расходов на приобретение запчастей и работы сервисных служб учитывается с учетом износа техники.

Владельцу пострадавшего автомобиля производится ремонт или переводятся средства согласно утвержденной калькуляции. Кроме основных затрат, страховая компания обязана погасить затраты на:

  • эвакуацию с места происшествия;
  • хранение на штрафной стоянке;
  • транспортировку людей в больницы и другие сопутствующие затраты.

Все произведенные затраты на ремонт должны подтверждаться платежными документами, квитанциями и оплаченными счетами за ремонт. Если пострадавшая сторона выберет досудебный путь решения проблемы и согласится со страховой суммой, то средства переводятся на указанный банковский счет.

Почему страховая компания не платит по ОСАГО?